Лкция называлась "Родительские установки (или послания)", они (установки) делятся, соответственно на негативные и позитивные. Я перечислю 12 самых негативных установок, какими именно выражениями они задаются, и возможные последствия этих установок. Установки перечислены в порядке убывания (нанесения ими вреда), если так можно выразиться.



1. "Не живи". Задается такими выражениями как: "глаза б мои на тебя не глядели", "чтоб ты скозь землю провалился", "не нужен мне такой плохой ребенок!" и т.п Приводит к очень сильному чувству вины, неуверенности в себе, и даже, склонности к суициду.

2. "Не будь ребенком". Выр-я: "Ты уже взрослый!", "ты же не маленький!", "ты - моя единственная опора" и т.д. Подавляет в формирующейся личности воображение и творческие способности.

3."Не расти". "ты еще маленький, чтобы....", "мама всегда будет с тобой!" и т.п. В будущем ребенок не может обойтись без поддержки, он, как бы не имеет права быть самостоятельным.

4. "Не думай". "не рассуждай, а делай", "не умничай", "много думать -вредно" и т.п. Понятно к чему приводит - к ленности мысли.

5."Не чувствуй". Любые запреты гнева, страха, радости. Подавление эмоций. Например, ребенок ноет под дождем, а ему говорят: "не сахарный, не растаишь..". Приводит к неуклюжести, и, даже к нечувствительности некоторых участков своего тела.

6."Не достигай успеха". "у тебя все равно ничего не выйдет", "зря стараешься" и т.п. Четкая установка на подчинение, а не на лидерство.

7."Не будь лидером". "ты что, лучше других?", "будь как все, не выделяйся".

8."Не принадлежи" \никому, кроме меня\, "ты у меня не такой, как все, ты у меня особенный", "ты самый лучший" и т.д. Рождает комплекс недоверия к окружающим, проблемы в собственной (будущей) семье..

9."Не будь близким, не доверяй"\любая близость опасна, если эта близость не со мной\, "доверять можешь только мне", " только мне ты можешь говорить все" и т.п. В будущем чревато низкой коммуникативной способностью.

10."Не делай". Запреты на любые самостоятельные действия. "давай, лучше я это сделаю". Приводит к полной несамостоятельности и лени.

11."Не будь самим собой". "будь похожим на...", "посмотри, Петя может, а ты нет..." и т.д. Неуверенность в себе, своих силах. Поиски кумира.

12."Не чувствуй себя хорошо". Говорится обычно посторонним в присутствии ребенка: "вот, моя девочка так болела, а контрольную на 5 написала..." и т.п Приводит к вечным псевдонедомоганиям.



Вот, собственно и все. Установки достаточно просты для того, чтобы их избегать, чего я всем мамам (и папам) и желаю!





ну, не все же так категорично. похвала, конечно же нужна! в случае "установок", просто предлагается обойтись без слова "самый", и, желательно без "лучший" (т.е не надо все в превосходную степень ставить), а хвалить по делу и говорить о том, что ребенок умный, красивый и т.д безусловно необходимо!



как обойтись без "взрослый", я тоже не очень понимаю. Оказывается можно. Например, ребенок не ест самостоятельно (вот, моя не ест, хотя может..), следует говорить, к примеру так: "А как же ты собираешься идти в садик? Там все дети кушают сами!" (я ей сейчас говорю о поездке к морю, чтобы тренировалась, т.к в ресторане я ее кормить не буду, тренируется...). Можно показывать на своем примере - мама и папа едят сами, никто их не кормит, давай ты тоже будешь есть сам.



Когда детей 2-е и более сравнения "большой-маленький", конечно, неизбежны. Но при этом не надо говорить старшему ребенку, что он уже взрослый. Просто он старше, но он тоже ребенок. Вот и все. На самом деле все просто, если подумать как можно обойти "нехорошие" слова.